Основные понятия
Наказание – мера воспитательного воздействия, применяемая к ребенку за какую-либо вину или проступок, метод торможения негативных проявлений ребенка с помощью отрицательной оценки его поведения.
Поощрение – мера педагогического воздействия, выражающая положительную оценку педагогами или родителями поведения и деятельности детей и побуждающая их к дальнейшим успехам.
В процессе развития и социализации ребенок усваивает различные правила: как и что правильно делать (рисовать, играть в настольные игры, решать познавательные задачи, строить из кубиков, лепить, клеить и вырезать из бумаги и др.), как себя вести дома или в общественных местах. И взрослые естественным образом реагируют на то, как ребенок справляется с выполнением этих правил, – поощряют или наказывают его, способствуя, тем самым, усвоению необходимых норм деятельности и поведения.
От того, насколько адекватной и точной будет реакция взрослых на действия ребенка, зависит степень и характер влияния на его развитие.
Взрослым важно помнить, что сильные эмоциональные реакции (не важно, положительные или негативные) лучше сдерживать. Если это сложно сделать, то лучше немного отложить свою оценку действий и поступков ребенка.
Методов и форм наказания в арсенале взрослых довольно много. Среди них есть такие, которые рекомендуется не применять в отношении дошкольников: они не принесут положительного результата. А вот последствия для ребенка не только не способствуют его развитию, но и приводят к ухудшению отношения к взрослому. У детей часто возникает страх, высокая тревожность, снижается инициативность и активность, не развивается самостоятельность. Дети нередко переживают чувство унижения, отверженности и нелюбви со стороны родителей. Применение подобных видов наказания способствует развитию лживости и агрессивности, появлению негативизма и протестных реакций и т.д.
Неэффективные наказания
- физические (телесные) наказания;
- словесное выражение агрессии (порицания, упреки, ворчливость, осуждение, прямая и косвенная негативная оценка личности ребенка, даже гнев, крик, ярость);
- ограничение активности ребенка (поставить в «угол», запереть в комнате, посадить на стульчик и не разрешить вставать, лишить прогулки, запретить играть и т.п.);
- лишение родительской любви («Я тебя больше не люблю», «Ты мне не нужен» и т.п.);
- принуждение к действию (взрослый любыми способами заставляет ребенка совершить желаемое действие, не объясняя при этом причин и не обосновывая необходимости совершения этого действия).
Эффективные наказания
Но есть такие виды наказания, которые эффективны и при правильном применении взрослыми могут способствовать освоению ребенком необходимых правил поведения и выполнения деятельности. Необходимо четко (но не слишком эмоционально) демонстрировать ребенку, что наказание связано только с невыполнением или нарушением правил:
- лишение благ и привилегий (материальных благ, сладкого, просмотра передач, привлекательных занятий, отказ в покупке игрушек, интересной поездке).
Важно! Действенность этого вида наказания определяется степенью значимости для ребенка того блага или той привилегии, которой он лишается.
- внушение чувства вины (формирование у ребенка представления о том, что он совершил недостойный в моральном отношении поступок);
- наказание естественными последствиями (в случае причинения ущерба ребенок обязан сам исправить: разлил – убрал, получил двойку – исправил, разорвал что-то – сам зашил и т.п.);
- отложенный конфликт (предполагает наличие паузы между проступком ребенка и ответной реакцией взрослого);
- логическое объяснение и обоснование (ориентировка ребенка в последствиях его поступка для окружающих людей или действия для достижения результата);
- блокирование нежелательного действия (прерывание действия ребенка) применяется в ситуациях, когда поведение ребенка представляет угрозу для него самого, окружающих людей, сохранности материальных или духовных ценностей.
Поощрения
Благополучное развитие ребенка, его социализацию невозможно строить только на наказаниях. Больше, чем наказаний, в воспитании ребенка должно быть поощрений. Их не бывает слишком много, но, как и наказания, их необходимо использовать эффективно. К сожалению, репертуар поощрений значительно меньше:
- похвала должна быть продуктивной и адекватно отражать успехи и достижения ребенка. Она способствует формированию у ребенка системы критериев оценки собственных действий и поступков;
- ласка (эмоциональное положительное отношение, которое взрослый выражает действием или словами в отношении ребенка);
- материальное поощрение (подарки, награды);
- совместная деятельность (совместная игра с ребенком, предложение принять участие в привлекательном занятии вместе с взрослым и др.).
Важно! Ласку, материальное поощрение и совместную деятельность нельзя связывать жестко и только с успехами и достижениями ребенка.
Есть еще один вид поощрения, но желательно, чтобы оно выступало как оценка самостоятельности и взросления ребенка, признание достаточного уровня компетентности, а не «награда» за конкретное действие или поступок.
Это – разрешение активности ребенка (расширение его прав и возможности действия).
Поощрения могут оказывать ощутимое положительное влияние на развитие личности ребенка. Для этого взрослым необходимо сделать их собственным правилом воспитательной системы: поощрение не только связывается с конкретным поступком или действием, но и мотивирует ребенка к проявлению инициативности, самостоятельности, творчеству, создает атмосферу принятия ребенка и подтверждения его значимости и самоценности как личности.