Основные понятия
Нуклеарная семья – семья, состоящая из родителей и одного ребенка.
Неполная семья – малая группа с частичными неполными связями, где нет традиционной системы отношений мать-отец-ребенок, семья, в которой отсутствует один из супругов и в которой дети находятся на иждивении и воспитании одного родителя.
Монородительская (неполная) семья – семья одинокого родителя, проживающего с детьми (в отдельных случаях с ближайшими родственниками) и осуществляющего воспитательный процесс самостоятельно, единолично реализуя функции семьи.
Материнская семья – тип монородительской семьи, главой которой является женщина, не состоящая в актуальном браке и одиноко воспитывающая одного или нескольких детей.
Отцовская семья – это тип монородительской семьи, главой которой является мужчина, не состоящий в актуальном браке и одиноко воспитывающий одного или нескольких детей.
Неполная семья – это семья, в которой по какой-то причине отсутствует один из родителей.
В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием ребенка, выделяют: материнские и отцовские неполные семьи.
По количеству поколений в семье различают: неполную простую – мать (отец) с ребенком или несколькими детьми и неполную расширенную – мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками.
Осиротевшая неполная семья образуется в результате смерти одного из родителей. Родственные связи в таких семьях не разрушаются: сохраняются взаимоотношения со всеми родственниками по линии погибшего (умершего) супруга, которые продолжают оставаться членами семьи.
Неполная разведенная семья – семья, в которой родители по какой-то причине не захотели или не смогли жить вместе. Ребенок, выросший в такой семье, получает психологическую травму, обуславливает появления чувства неполноценности, страха, стыда. Поэтому естественное желание, особенно маленьких детей, это надежда на воссоединение, восстановление брачных отношений между отцом и матерью.
Внебрачная семья (мать-одиночка) создается, когда в силу каких-либо обстоятельств женщина принимает решение родить ребенка, не вступая в брак.
Вследствие отсутствия одного из родителей, оставшемуся приходиться брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещение всех этих задач весьма затруднительно. Поэтому многие неполные семьи испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами. Это может выражаться в дефиците общения, недостаточном внимании к ребенку, его подлинным интересам и потребностям, ослаблении контроля за его поведением.
Дети, воспитывающиеся в неполных семьях, лишены примера взаимоотношений мужчины и женщины в семье, что может негативно влиять на их социализацию в целом и на подготовленность к будущей семейной жизни, в частности. Для детей – будущих супругов и родителей – отсутствует определенная возможность формирования культуры чувств, отношений, характерных для взаимоотношений мужа и жены.
В отцовских неполных семьях к перечисленным выше проблемам добавляются отсутствие материнской ласки, без которой воспитание детей тоже не может быть полноценным.
Отличительной особенностью неполных разведенных семей является также то, что мать нередко после расторжения брака возвращается вместе с детьми к своим родителям. Характерным феноменом в такой неполной семье будет инверсия воспитательных ролей, когда роль матери берет на себя бабушка с авторитетными чертами личности, а роль отца выполняет мать с твердыми чертами характера и повышенной принципиальностью или дедушка.
Наиболее распространенным стилем воспитания в неполных семьях является неустойчивый стиль воспитания – непоследовательность, немотивированность эмоциональных проявлений, когда похвала или упрек зависят от настроения, а не от объективного поведения ребенка. В результате такого воспитания, ребенок усваивает тот факт, что все происходящее зависит не от его поведения, а от внешних причин. В конечном счете, он вообще отказывается от попыток понять причинно-следственные связи окружающего социума, не анализирует соответствие своих поступков социальным нормам, не способен оценить свои переживания, поступки.
Обобщая, можно выделить следующие сложности, особенности и тенденции в воспитании детей в неполной семье:
– дефицит мужского (женского) влияния;
– создание неправильной установки и негативного отношения к полу отсутствующего родителя;
– неустойчивая линия воспитания;
– отсутствие устойчивой семейной структуры;
– формирование у ребенка неправильного полоролевого поведения и ошибочной идентификации с родителем своего пола.