Основные понятия
Капризы и упрямство – способ поведения ребенка, заключающийся в противодействии требованиям, указаниям и действиям взрослых, игнорировании просьб или замечаний, стремлении настоять на своем.
Упрямство – чрезмерная и неблагоразумная настойчивость.
Каприз – форма своевольного импульсивного поведения, неадекватного обстановке, не имеющего причины и лишенного смысла. Каприз – это прихоть, причуда, непостоянство нрава, это действие из озорства, наперекор.
В словарях капризы определяются как «необоснованное, своенравное желание, неожиданная прихоть, причуда», а упрямство – «крайняя неуступчивость, несговорчивость». Все взрослые знакомы с этими негативными (разной степени) проявлениями в поведении детей – хныканьем, плачем, истерикой, намеренным молчанием и «надутостью», стремлением разбросать или сломать окружающие предметы и т.п.
Причины такого поведения разные, но они не связаны с наследственностью. Возможно, некоторое сходство с некоторыми формами поведения родителей или одного из родителей, но это «подсмотренные» ребенком и перенятые от взрослых способы реагирования на некомфортные условия. Не следует обвинять ребенка в плохом характере и ругать его. Чаще всего причиной такого поведения бывают внешние факторы, но не наследственность.
Эти проявления могут усиливаться и учащаться в так называемые кризисные периоды – в возрасте 1 года, 3 и 7 лет. Происходит это из-за того, что ребенок к определенному возрасту становится способным к большему, а взрослые еще не перестроились, достойно не оценили возросшие возможности ребенка и не готовы перестроить свои взаимоотношения с малышом.
Поводы для появления упрямства и капризов может быть множество. Но причин возникновения не много:
1) плохое самочувствие ребенка, вызванное утомлением (физическим или эмоциональным) или начинающимся заболеванием (например, простудой);
2) определенные нарушения отношений между ребенком и взрослым, не вполне адекватное и корректное взаимодействие родителя с ребенком.
Если все-таки ребенок начал капризничать, в первую очередь родителям надо убедиться, что ребенок себя хорошо чувствует, не заболевает ли он. Может, следует уложить ребенка, дать ему отдохнуть и начать лечение.
Взрослым стоит вспомнить события дня, которые прожил ребенок. Возможно, он устал или был в каких-то ситуациях эмоционально сильно напряжен. Родителям надо оставить ребенка в покое и дать возможность ему успокоиться. Можно предложить расслабляющее нервную систему занятие, например, принять теплую ванну или вместе с ним послушать спокойную музыку, посмотреть в окошко.
Если ребенок просто капризничает и это никак не связано с его самочувствием, родители должны переключить внимание ребенка с «предмета» капризов и упрямства. Можно попросить выполнить какую-нибудь просьбу или поручение, например, найти игру или книжку, а потом вместе почитать или поиграть.
Если ребенок продолжает плакать и упорствовать, лучше дождаться, когда ребенок «придет в норму». Только потом, когда он успокоится, поговорить с ним о причине такого поведения и о том, как можно было вести себя иначе, приемлемым способом. Если желание ребенка осуществимо, но выполнить его можно не в данный момент времени, родителям следует поговорить о том, когда конкретно это желание можно будет осуществить.
В процессе общения с ребенком следует оставаться спокойным, проявлять терпение. Не следует использовать грубый тон, резкость, «давить» на него авторитетом взрослого, но не надо и уговаривать его прекратить капризничать и проявлять упрямство.
Нередко родители наказывают детей за капризы и упрямство. При этом не надо лишать ребенка прогулки, общения с друзьями или взрослыми. Пожертвовать можно сладостями, телефоном, компьютерной игрой, мультфильмом. Обязательно следует объяснить ребенку, за что его наказывают, чтобы не провоцировать новые капризы.
Но детские капризы и упрямство целесообразно предупреждать, а не бороться с ними. Для этого необходимо, прежде всего:
– определить правила поведения и распорядка;
– четко обозначить условия и границы дозволенного и запрещенного.
Если когда-то родители сказали «нет», стоит быть последовательными и оставаться верными своему слову, независимо от того, как себя ведет ребенок. Всегда надо хвалить ребенка за то поведение, которое нравится взрослому – родителям или воспитателю, проговаривая конкретно, какие действия ребенка нравятся. Стоит предоставлять ребенку в определенных ситуациях возможность разумного выбора (например, в выборе одежды или занятия).
Родителям следует выделять для себя те ситуации, когда подобные негативные проявления в поведении ребенка наблюдаются. Целесообразно избегать таких ситуаций. Если такой возможности нет, следует предварительно проговорить с ребенком, какое поведение взрослый от него ожидает. Например, если капризы сопровождают расставание родителей с ребенком, стоит рассказать, куда они идут и зачем, когда вернутся. Обязательно следует предложить ему какие-то интересные дела, которыми он может заняться, пока родителей нет. После возращения взрослым обязательно надо выслушать рассказ ребенка, расспросить его подробнее, что и как он делал в отсутствие родителей.