Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 "Детский сад №239" г. Барнаул

Сведения об образовательной организации

.

Для вас, родители!

.

Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Решаем вместе

08.10.2025

Поручения и домашний труд

Поручения и домашний труд

Основные понятия

Трудовое воспитание – целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения потребности в разнообразной трудовой деятельности, глубокого уважения к труду человека, бережливого отношения к материальным и духовным ценностям, созданным трудом людей, осознанного и добросовестного отношения к своим обязанностям.

Домашний труд – труд, который позволяет удовлетворить разные потребности семьи.

Трудолюбие – черта характера, суть которой заключается в положительном отношении человека к трудовой деятельности, любви к труду, стремлении много и усердно трудиться.

Поручение – задания, которые взрослый эпизодически дает детям, учитывая их возрастные и индивидуальные способности, наличие опыта и воспитательные задачи.

Включение дошкольника в выполнение домашних дел, приобщение его к домашнему труду и выполнению простых поручений (заданий) имеет большое значение для развития ребенка:

– он осваивает необходимые умения и навыки для самообслуживания, выполнения посильной хозяйственно-бытовой деятельности;

– у него развивается произвольность, самостоятельность, ответственность, отзывчивость, добросовестность, сочувствие и содействие;

– он начинает ценить труд других людей и, прежде всего, родителей;

– у него появляется «чувство» семьи, ее целостности, ощущение себя полноправным и необходимым, полезным членом семьи.

Поручение для ребенка зависит от его возраста. Начинать можно уже после 1 года с простых – в одно действие – поручений и просьб. Но важно просить ребенка о том, что он сможет выполнить сразу (передай папе газету, принеси бабушке очки и т.п.). К 2-м годам можно предлагать поручения в два действия (возьми полотенце и отнеси на кухню, возьми ложку на кухне и передай ее папе и т.п.). Как правило, в этом возрасте дети с удовольствием выполняют поручения родителей.

К концу раннего – началу дошкольного возраста (2-3,5 года) у ребенка могут быть уже собственные обязанности, которые вполне ему по силам (относить свою тарелку к мойке, аккуратно вешать свою одежду перед сном, убирать после прогулки мокрые варежки и шапочку на батарею и т.п.). В этом возрасте дети очень интересуются теми делами, которые выполняют по дому взрослые и стремятся им помочь. Необходимо дать возможность ребенку попробовать себя в «серьезном» деле. За попытку реализации такого желания обязательно надо похвалить его, например, за то, что он захотел помочь маме или дедушке.

Список постоянных поручений или обязанностей ребенка к пяти годам может расширяться, а действия по их выполнению усложняться (убирать игрушки перед сном, расчесывать волосы, помогать накрывать на стол и убирать посуду, самостоятельно включать воду и мыть руки и т.п.). Если есть домашние питомцы, то ребенку можно доверить следить за водой миске и при необходимости доливать воду.

Старшие дошкольники могут быть уже серьезными помощниками родителями в домашних делах. Им можно доверить простые домашние обязанности мамы (поливать цветы, помогать младшему брату или сестре, пылесосить, стирать свои платочки и трусики т.п.); в большей степени заботиться о себе (застилать утром постель, следить за чистотой свой одежды, собирать рюкзачок для кружка, налить себе попить и т.п.). При правильном подходе родителей старший дошкольник добросовестно и добровольно выполняет свои обязанности и с готовностью выполняет поручения, значимые для родителей.

Что включает в себя правильный подход?

Взрослым важно и необходимо:

✓ самим добросовестно и качественно выполнять свои домашние обязанности и поручения

✓ быть уверенными в том, что помощь ребенка действительно нужна

✓ знать, что порученное дело по силам ребенка и его возможностям (тогда результат выполнения ему принесет еще и удовольствие)

✓ убедиться в том, что ребенок понимает, какой результат от него ждут, знает, как его добиться (в противном случае его надо научить, показать, что и как делать)

✓ хвалить ребенка за то, что он не забывает о регулярном выполнении своей обязанности, что хорошо выполняет поручение, конкретно отметить качество действия и его результат

✓ не выполнять поручение или «детскую» обязанность за ребенка

✓ добиваться выполнения задания можно с помощью просьбы, если вы уверены, что ребенок с удовольствием ее выполнит или можно использовать в качестве обращения такую форму как поручение – спокойно, уверенно, по-деловому

✓ помнить, что санкции и наказание за невыполнение домашних обязанностей должны быть общими для всех членов семьи

✓ нельзя наказывать ребенка домашними заданиями и поручениями

✓ быть терпеливыми и доброжелательными.


Изображения

Последнее обновление: 08.10.2025
Прочитано раз: 8

 

Звоните

+7(3852) 290-381 

(Ядринцева, 74)

+7(3852) 290-385

(Папанинцев, 119/1)

 

Заходите

Алтайский край, г. Барнаул, пер. Ядринцева, 74 Папанинцев, 119/1

Здесь рады вам!
 

Пишите

det-sad.239@yandex.ru

 

Каталог товаров Каталог организаций СОЗДАТЬ САЙТ - бесплатно