Основные понятия
Цифровое общество – общество, инфраструктура которого функционирует посредством цифровых технологий, к которым относят все то, что связано с электронными вычислениями и преобразованием данных: гаджеты, электронные устройства, технологии, программы.
Цифровая среда – многофункциональное пространство, созданное с помощью цифровых технологий. Цифровая среда для ребенка дошкольного возраста представляет собой виртуальное пространство способное моделировать и транслировать информацию в доступной форме. Характеристиками цифровой среды для детей дошкольного возраста являются «направленность на обучение и развитие ребенка», «информационная безопасность» и «защита от киберугроз».
Информационная безопасность – «…состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию».
Киберугроза – это незаконное проникновение в личное цифровое пространство через носитель данных (гаджет) с целью причинения вреда (материального, физического, психологического).
В современном мире в разы увеличилось не только количество и доступность продуктов технического прогресса, изменились их функциональные возможности. Дети сильно изменились под воздействием информационно-технического прогресса общества.
Марк Пренски в 2001 году ввел такое понятие, как «аборигены цифрового общества». Аборигены цифрового общества представляют собой поколение, родившееся и развивающееся в уже существующих условиях новых технологий. Они привыкли ко всем видам цифровых игр и инструментов, которые являются неотъемлемой частью их жизни. Цифровая деятельность для них – естественная среда обитания. Они понимают ценность цифровой технологии (мгновенный отклик, доступность, свободный доступ) и могут пользоваться ей без специальной подготовки. Имеют множество новых и впечатляющих компетенций: обладают интуитивным владением информатикой, компьютерами, электронными устройствами и мобильным оборудованием. Им не требуется читать руководство пользователя, и они не просят уроков по использованию компьютера. Это – поколение технологической акселерации, интернета и социальных сетей, являющиеся носителями «цифрового» языка. Вырастая в таком окружении, они думают и обрабатывают информацию совершенно другим способом, нежели предыдущие поколения: изменились алгоритмы мышления.
Это настолько радикальное изменение, что образовался большой разрыв между их поколением и предыдущими. Отсюда происходит часть проблем с родителями и преподавателями. Особенно остро этот конфликт поколений ощущается в образовании. Разрешение данного конфликта намечается не в стремлении старшего поколения «догнать», а в переходе «от компьютерной грамотности к информационной культуре» для молодого поколения. Где старшее поколение, выполняя социальный заказ нового общества, берет на себя важную функцию формирования у сегодняшних детей культуры использования информационных коммуникационных технологий и средств массовой информации, как части общей культуры человека, учитывая при этом возрастные и психологические особенности детей, сохраняя их психическое и физическое здоровье.
Специалисты предупреждают: постоянное воздействие негативных факторов современной цифровой среды в конечном счете может привести к снижению уровня психологической и личностной зрелости ребенка. Отмечают опасность задержки развития сферы воображения, при восприятии информации выраженную ориентацию на наглядность. Вызывает опасение формирование коммуникативных умений и навыков, слабость произвольной сферы и искажение восприятия мироустройства. К факторам риска также относятся и киберугрозы, с которыми дети встречаются в цифровом пространстве.
Последствия неуправляемого и необдуманного взаимодействия детей с цифровым миром:
- негативное влияние на психику ребенка;
Самые распространенные жалобы этой категории: эмоциональная неустойчивость; агрессивное поведение ребенка; снижение самооценки; развитие компьютерной зависимости; отказ от других видов деятельности и др.
- нарушение физического здоровья ребенка;
Ухудшение зрения; нарушения опорно-двигательного аппарата и осанки; головные боли; трудность с засыпанием и др.
- социальная дезадаптация личности;
Проблемы в установлении взаимоотношений со сверстниками; напряженность отношений с родителями и взрослыми; снижение качества формирования навыков учебной деятельности; появление антисоциального поведения и др.
- угроза жизни ребенка от преступников.
В цифровом пространстве сложно узнать с кем ребенок общается. Преступники создают профиль, в котором представляют себя как сверстника и начинают общаться с ребенком на увлекательные темы. Уговаривают ребенка встретиться с ним в реальности.
Наиболее частые киберугрозы, с которыми встречаются дети:
- Нежелательный контент
К нежелательному контенту относится все то, о чем ребенку не следовало бы узнавать, как можно долгое время. К этой категории относятся порносайты, информация, пропагандирующая агрессивное поведение, алкоголизм, употребление наркотиков, самоубийство и многое другое. Нежелательный контент самая частая угроза, с которой сталкиваются дети в интернет-пространстве. При этом дети редко делятся с родителями своими открытиями.
- Развитие пристрастия к азартным играм
Вопреки мнению, что дети сами «перерастут» игровую зависимость, это случается довольно редко. Чаще всего одни игры сменяются другими. Времени и потребности заниматься чем-либо еще становится все меньше.
- Различные виды мошенничества
Фишинг (у детей пытаются разными способами узнать конфиденциальную информацию, номера и пароли банковских карт родителей и т.д.), непреднамеренная трата денег (во многих первоначально бесплатных онлайн-играх игрокам предлагается купить за деньги различные опции, дающие ощутимые преимущества в игре).
- Вирусные атаки
Способствуют не только поломке компьютера, возможна кража конфиденциальной информации, личная переписка и многое другое, что в последствии может служить для преступников предметом шантажа.
- Доступ к личной информации
Необходимо знать, что домашняя сеть не безопасна. Любая информация, которую вы размещаете или ищете, доступна любому. Особенно осторожно следует относиться к той информации, которую сами родители размещают в социальных сетях.
- Кибергруминг
Прямая угроза жизни и здоровью детей от незнакомцев, предлагающих личные встречи через интернет-пространство. Общаясь в социальной сети с ребенком, преступник вызывает интерес и устанавливает эмоциональную связь с целью сексуального насилия и/или убийства.